ПОДВИГ ВО ИМЯ ЖИЗНИ


    Госпиталь... Не найти, пожалуй, такого фронтовика, чье сердце не отозвалось бы на это слово. Минувшая война до сих пор не оставляет ветеранов в покое. Еще и сейчас врывается она в душу то обрывком тяжелого сновиденья, то выцветшей фотографией, то полузабытым солдатским треугольником со штампом "проверенно военной цензурой". И сквозь дымку времени словно бы ощущаешь гаревой воздух той суровой поры, видишь пожарища на горизонте, слышишь взрывы близкого боя рядом - стоны раненных.

Сочи. Санаторий "Москва"    К началу августа 1941 года только в Сочи было создано свыше сорока госпиталей. Потом этих номерных лечебных учреждений, рожденных войной, стало здесь больше. Первых раненных встречал весь город. Это были в основном защитники героической Одессы. Их поместили в лучшие госпитали, открытые на базе санаториев "Кавказская Ривьера", имени Орджоникидзе, "Красная Москва" и других. Скоро свободных мест в госпиталях уже не стало. Их заняли героические защитники Ленинграда, Москвы, Севастополя, Сталинграда. А когда гитлеровцы оккупировали Северный Кавказ, раненные поступали в госпитали прямо с передовой - из-под Новороссийска, Геленджика, Туапсе. 

   Их доставляли сюда на кораблях, санитарных летучках, самолетах, автомашинах, подводах. Пришлось занять вестибюли, клубы, кабинеты и другие пригодные для проживания помещения, использовать диваны, топчаны, лежаки, ковры и т.д. Во многих госпиталях перешли на систему нар. Раненные размещались на койках по двое. А не редко и на полу - матрацами служила накрытая простынями солома. Во время обхода врачи опускались на колени, чтобы осмотреть раненного.    

    Как привычное дело творили сочинские медики свой тяжелый повседневный подвиг - извлекали из тел раненных пули и зазубренные осколки, накладывали повязки, кормили, поили, топили печи, бегали за водой, стирали бинты. Казалось временами, что силы уже иссякли, что хирурги уже не в состоянии владеть скальпелем, а медсестры - стоять на ногах. Но приходил во двор госпиталя очередной автобус с красными крестами, и наперекор всему люди в белых халатах продолжали свое благородное дело. И вновь повторялись бессонные ночи, вновь были долгие часы в полутьме над операционным столом, по локоть в крови, без еды, без отдыха. Как вчера. Как позавчера.

   В одном из своих донесений военно-санитарному управлению фронта Сочинский вспомогательный эвакопункт N 104 сообщал: "В госпиталях нашей базы находится сорок процентов солдат, старшин и офицеров, раненных пулями, тридцать два - осколками мин, тринадцать - осколками артиллерийских снарядов, четыре - осколками авиабомб, три - осколками ручных гранат, шесть - комбинированным путем, два процента - холодным оружием". Сочи. Курортная поликлиника N1

     Эти страшные цифры и сейчас волнуют, заставляют с болью сжиматься сердце. Это - война.

    Только за шесть месяцев 1943 года в госпиталях было сделано 13558 операций и 613914 перевязок.

    Не счесть всех новшеств, которые врачи Сочинской базы внедряли в практику, заботясь о быстрейшем выздоровлении раненных.

    Много не доставало в ту тревожную пору сочинским госпиталям. Но никогда не испытывали они недостатка в донорской крови. 25 процентов всей заготовленной крови отправлялось отсюда героическим защитникам Новороссийска, а также в медсанбаты и полевые походные госпитали 18-ой армии. На учете в госпиталях, станциях и опорных пунктах переливания крови состояло 5700 постоянных доноров.

    Когда в госпиталь N 2139 стали поступать крымские партизаны с цингой, медицинский персонал решил изготавливать отвары из мандариновых листьев, шиповника. Целые бригады отправлялись в лес за черемшой, щавелем, молодой крапивой.

    На территории эвакогоспиталя росла тогда сосна редкой породы. Медицинские сестры, бывало, подставляли к ее смолистому стволу лестницу и обрывали хвою. Иной раз только верхушка зеленой оставалась. Из хвои повара делали отвары. На каждом этаже в корпусах бачки с этим целебным напитком. Сейчас сосну не узнать - так она разрослась!

    Одно время в городе стал ощущаться острый дефицит ваты. Медицинские работники госпиталя N 2133 заменили ее самшитовым мхом. Его промывали, сушили и выдавали в отделения. Медицинские сестры и санитарки делали из него подушечки и кольца, стерилизовали и пускали их в дело. С тех пор в этом госпитале до самого окончания войны вата для перевязок совершенно не применялась. Пользовались таким мхом и в других госпиталях. В Хостинскую тисо-самшитовую рощу, где его было особенно много, снаряжали отряды женщин, школьников. Как величайшую драгоценность, приносили они оттуда в мешках и наволочках дары реликтового леса.

    Надежным тылом, целительной здравницей для участников великой битвы за Кавказ были наш замечательный город Сочи и прославленные города Советской Грузии. Только в санаториях и домах отдыха Сочи восстановили свое здоровье и вернулись на фронт около полумиллиона раненных бойцов. Это был настоящий подвиг во имя жизни!

    За большую и самоотверженную работу трудящиеся города по лечению и восстановлению здоровья воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны и за успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Сочи Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1980 года награжден орденом Отечественной войны I степени.

    Никогда не померкнет этот подвиг, совершенный жителями мирного курортного города. Велика дань уважения к ним фронтовиков, всего советского народа. И сейчас город Сочи, его труженики стоят на ответственной вахте здоровья, щедро отдавая свои силы, вдохновение, талант и мастерство тем, кто занят мирным трудом. И тем, кто оберегает его от врагов.