III. Перечень мероприятий Программы
При разработке Программы учитывался тот факт, что решение о столице XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года будет принято МОК в середине 2007 года.
Предусмотрены два сценария реализации Программы.
Первый сценарий - г. Сочи получает право на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В этом случае все мероприятия Программы реализуются в полном объеме.
Общее количество программных мероприятий, финансируемых в случае проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 216, в том числе по следующим блокам:
строительство и реконструкция олимпийских объектов - 15 (из которых 2 объекта разбиты на 7 подобъектов);
мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, - 26 (учитывая участки автодороги Альпика-Сервис - Роза Хутор - Грушевая Поляна как отдельные объекты);
мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 55;
мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 10;
мероприятия, связанные с
энергоснабжением и
энергогенерацией, -
36;
мероприятия, связанные с градостроительством, - 22;
мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью, - 12;
строительство и реконструкция туристических объектов - 29;
строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 2;
мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 9.
Второй сценарий - в 2007 году МОК выбирает в качестве столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года другой город. В этом случае реализуются только те мероприятия, которые необходимы в целях формирования современного горноклиматического курорта, а также создания условий для проведения тренировок и соревнований российских спортсменов по тем видам спорта, по которым их невозможно осуществить в других городах России.
Общее количество программных мероприятий, финансируемых в рамках второго сценария, - 175, в том числе по блокам:
строительство и реконструкция олимпийских объектов - 15 (из них по 8 объектам полностью и по 2 объектам частично - только проектирование);
мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, - 18;
мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 48;
мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 7;
мероприятия, связанные с
энергоснабжением и
энергогенерацией,
- 25;
мероприятия, связанные с градостроительством, - 22;
мероприятия, связанные с природоохранной деятельностью, - 12;
строительство и реконструкция туристических объектов - 23;
строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 1;
мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 4.
Отклонение заявки г. Сочи, но принятие решения о продолжении заявочного процесса на следующий олимпийский цикл потребуют незначительной корректировки Программы.
Распределение мероприятий Программы по срокам начала строительства, а также планирование конфигурации транспортных и инженерных сетей производились с учетом вероятности выбора в 2007 году МОК г. Сочи для проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. При этом учитывалось, что на положительное решение МОК может повлиять тот факт, что реализация некоторых программных мероприятий началась.
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальные вложения и прочие нужды. Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 9 лет (2006 - 2014 годы) в 3 этапа.
1-й этап (2006 - 2007 годы) - проведение первоочередных мероприятий по созданию горнолыжного курорта и процедуры отбора МОК столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В результате реализации этих мероприятий к середине 2007 года должны быть:
проведены проектные работы на всех спортивных объектах;
начаты работы по строительству объектов двойного назначения (целесообразность строительства которых не зависит от решения о проведении в г. Сочи XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года);
завершены работы по строительству объектов, связанных с визитом оценочной комиссии МОК (аэропорт, взлетно-посадочная полоса, горнолыжный курорт "Роза Хутор" и т.п.);
проведены предусмотренные автономной некоммерческой организацией "Заявочный комитет "Сочи - 2014" мероприятия, связанные с популяризацией г. Сочи в качестве столицы XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года среди членов МОК, а также с популяризацией идеи проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи среди населения.
На 2-м этапе (2008 - 2012 годы) должно быть завершено строительство объектов, сооружение которых начато на 1-м этапе (в том числе и за счет частных инвестиций).
В случае реализации первого сценария в рамках 2-го этапа должны быть:
построены олимпийские объекты, необходимые для проведения обязательных предолимпийских соревнований;
завершены (в основном) работы по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года;
завершены работы по обеспечению олимпийских объектов современными средствами связи;
завершены (в основном) работы на объектах, строящихся за счет частных инвестиций (в первую очередь объекты Олимпийской деревни, некоторые спортивные сооружения, объекты туристической инфраструктуры и т.п.);
начаты работы по подготовке персонала.
На 3-м этапе (2013 - 2014 годы) планируется осуществление следующих мероприятий:
подготовка к проведению XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года (в том числе подготовка обслуживающего персонала в соответствии с требованиями МОК, обучение английскому языку и т.п.);
проведение обязательных пробных международных предолимпийских соревнований;
завершение строительства недостроенных объектов;
проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года.
Мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой
Исходя из критериев МОК на долю транспортной инфраструктуры приходится не менее 30 процентов в совокупной оценке показателей, отражающей 100-процентную готовность городов-кандидатов к проведению зимних Олимпийских игр, поэтому этой составляющей инфраструктуры г. Сочи уделено в Программе повышенное внимание. На долю транспортного блока приходится 115,975 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 108,823 млрд. рублей.
Транспортная инфраструктура г. Сочи пока не соответствует требованиям МОК. В частности, она характеризуется низкой пропускной способностью, невысоким качеством дорожного полотна на основных трассах, недостаточным количеством парковок и стоянок. Проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи приведет к резкому возрастанию нагрузки на все объекты транспортной инфраструктуры, в первую очередь на автомобильные дороги и аэропорт. В настоящее время значительная часть объектов транспортной инфраструктуры к этому не готова.
Программные мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, осуществляемые в рамках первого сценария:
строительство участка дороги от финишной зоны горнолыжного курорта "Роза Хутор" до биатлонного комплекса, 14,7 км;
строительство подъездного участка к хребту Псехако, 11,5 км;
строительство участка дороги Альпика-Сервис - Сулимовский ручей (нижняя спортивная база), 1,8 км;
строительство участка дороги Сулимовский ручей - финишная зона горнолыжного курорта "Роза Хутор", 7,6 км;
строительство участка выезда от горнолыжного курорта "Роза Хутор" (трибуна горнолыжных трасс) на автодорогу Альпика-Сервис - Грушевая Поляна, 4 км;
строительство участка дороги Сулимовский ручей - cанно-бобслейная трасса, 8,4 км;
строительство подъездного участка от биатлонного комплекса к горной Олимпийской деревне, 6,8 км;
строительство подъездного участка к сноуборд-парку, 4,2 км;
капитальный ремонт автодороги Сочи - Адлер;
строительство автодорожного моста через р. Сочи, Центральный район, 0,67 км;
строительство федеральной автодороги М-27 Джубга - Сочи до границы с Грузией на участке Адлер - Веселое;
строительство автомобильной дороги от пос. Эсто-Садок к горнолыжному комплексу "Карусель" северного склона хребта Аибга, Олимпийской деревне и санно-бобслейной трассе, 10 км;
реконструкция малой объездной дороги от транспортной развязки в районе спортивного комплекса "Стадион" до моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца, 7 км;
капитальный ремонт автодороги Адлер - Красная Поляна;
строительство автодороги Веселое - Ермоловка - Аибга - Красная Поляна;
строительство линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая Поляна;
реконструкция железнодорожных терминалов и адаптация их к использованию инвалидами;
строительство единой автоматизированной системы управления дорожным движением;
закупка подвижного состава (автобусов);
завершение строительства аэровокзального комплекса;
строительство транспортной развязки "Адлерское кольцо" на разных уровнях;
строительство автостоянок и парковок;
реконструкция внутригородских автомобильных дорог;
строительство и реконструкция пешеходных зон, эстакад, переходов и мостов возле достопримечательностей;
продление железнодорожного сообщения до аэропорта;
реконструкция моста через р. Сочи в районе Краснодарского кольца.
В рамках второго сценария при отклонении заявки г. Сочи на проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года финансирование развития транспортной инфраструктуры предусмотрено в размере 19,833 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12,785 млрд. рублей.
Программные мероприятия, связанные с транспортной инфраструктурой, исключенные из общего списка мероприятий во втором сценарии:
строительство подъездного участка к хребту Псехако, 11,5 км;
строительство подъездного участка к сноуборд-парку, 4,2 км;
строительство федеральной автодороги М-27 Джубга-Сочи до границы с Грузией на участке Адлер - Веселое;
капитальный ремонт автодороги Адлер - Красная Поляна;
строительство автодороги Веселое - Ермоловка - Аибга - Красная Поляна (инвестиции будут направлены только на проектно-изыскательские работы);
строительство линии скоростного железнодорожного сообщения Адлер - Грушевая Поляна;
реконструкция железнодорожных терминалов и адаптация их к использованию инвалидами;
строительство единой автоматизированной системы управления дорожным движением;
закупка подвижного состава (автобусов).
Мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией
В рамках первого сценария планируется реализовать 36 программных мероприятий, связанных с энергоснабжением и энергогенерацией, указанных в приложении № 2 к Программе. На долю энергетической инфраструктуры приходится 48,814 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 33,739 млрд. рублей.
В рамках второго сценария финансирование составит 24,956 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 17,801 млрд. рублей.
В 2005 году пиковые зимние энергонагрузки на Сочинский энергорайон, в состав которого входят Центральный, Адлерский, Хостинский и Лазаревский районы, составили 390 МВт. Среднегодовой рост энергопотребления за последние 10 лет составил около 5 процентов, что существенно выше, чем в целом по Краснодарскому краю.
Покрытие электрических нагрузок осуществляют местные энергоисточники: Краснополянская ГЭС установленной мощностью 28,9 МВт (в зимнее время года не более 10 МВт), Сочинская ТЭС установленной мощностью 78 МВт и 2 высоковольтные линии (220 кВ): Центральная - Дагомыс - Псоу и Центральная - Шепси - Дагомыс - Псоу. Высоковольтные линии проложены в гористой местности с севера на юг через Туапсинский район вдоль Черноморского побережья.
Среднегодовой прирост электропотребления сохранится до 2015 года, а общий объем потребления электроэнергии в г. Сочи к концу 2015 года может достичь 600 МВт.
В рамках первого сценария потребуется дополнительная мощность - 175 МВт без учета резервирования. В соответствии с требованиями МОК о резервировании потребляемая мощность с учетом резервирования может составить 200 МВт. Таким образом, к проведению ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Параолимпийских игр 2014 года общая потребность г. Сочи в электроэнергии составит 800 МВт.
Мероприятия, связанные с энергоснабжением и энергогенерацией:
строительство и реконструкция кабельных и воздушных линий - 8 объектов;
строительство и реконструкция подстанций с заходами на них - 18 объектов;
строительство системы энергоснабжения горнолыжного курорта "Роза Хутор" (разводящие сети - 10 кВ и подстанции - 10 кВ), включая обеспечение подключения (22 МВт);
строительство Адлерской ТЭС, Имеретинская низменность;
строительство 2-й очереди Сочинской ТЭС;
электроснабжение линии скоростного железнодорожного транспорта;
строительство 26 агрегатов аварийного энергоснабжения 10 кВ/990 кВт;
строительство каскада ГЭС на р. Мзымта;
перевод 4 отопительных котельных в режим мини-ТЭЦ;
реконструкция распределительной городской сети;
строительство магистрального газопровода Джубга - Лазаревское - Сочи;
строительство производственной базы обслуживания Краснополянского участка электросетей и подстанций.
Строительство и реконструкция олимпийских объектов
В рамках первого сценария
потребуется построить 15 спортивных
объектов. На долю строительства и
реконструкции олимпийских объектов
приходится 31,25 млрд. рублей, в том
числе за счет средств федерального
бюджета - 18,665 млрд. рублей.
К объектам олимпийской инфраструктуры относятся:
биатлонный комплекс (20 тыс. мест), в том числе трассы и стадион с трибунами, Краснополянский поселковый округ;
лыжный комплекс (16 тыс. мест), в том числе стадион с трибунами и гомологированные трассы, Краснополянский поселковый округ;
горнолыжный центр (18 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), северный склон хребта Аибга. В состав горнолыжного центра входят гомологированные трассы, стартовая зона, общая финишная зона с трибунами для зрителей и прессы, система искусственного оснежения и серия подъемников;
санно-бобслейная трасса (11 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;
малая ледовая арена для хоккея с шайбой (7 тыс. мест), Имеретинская низменность;
ледовый дворец спорта (фигурное катание, 12 тыс. мест), Имеретинская низменность, с ледовой ареной 60х30 м и тренировочным катком для фигурного катания и соревнований по шорт-треку с ледовой ареной 60х30 м;
крытый конькобежный центр (8 тыс. мест), Имеретинская низменность;
большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. мест), Адлерский район;
здание центрального стадиона (40 тыс. мест) с открытым плавательным бассейном и медико-реабилитационном центром;
ледовая арена для керлинга (3 тыс. мест), Имеретинская низменность;
основная Олимпийская деревня (3 тыс. мест), Имеретинская низменность;
горная Олимпийская деревня (2 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;
трамплины К-120 и К-90 (15 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;
сноуборд-парк (15 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), к западу от плато Роза Хутор;
фристайл-центр (14 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест) на трассах открытого акционерного общества "Альпика Сервис".
При втором сценарии финансирование создания олимпийской инфраструктуры предусматривается в размере 21,478 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 12,512 млрд. рублей.
В любом случае, то есть вне зависимости от решения о проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, в г. Сочи будут построены следующие спортивные объекты:
биатлонный комплекс (20 тыс. мест), в том числе трассы и стадион с трибунами, Краснополянский поселковый округ;
лыжный комплекс (16 тыс. мест), в том числе стадион с трибунами и гомологированные трассы, Краснополянский поселковый округ;
горнолыжный центр (18 тыс. мест, из них 10 тыс. стоячих мест), северный склон хребта Аибга. В состав горнолыжного центра будут входить гомологированные трассы и серия подъемников;
санно-бобслейная трасса (11 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ;
большая ледовая арена для хоккея с шайбой (12 тыс. мест), Адлерский район;
медико-реабилитационный центр центрального стадиона с открытым плавательным бассейном;
Олимпийская деревня (2 тыс. мест), Краснополянский поселковый округ.
В отношении остальных спортивных объектов будут проведены только проектно-изыскательские работы.
Прочие мероприятия
Финансирование прочих мероприятий Программы в случае проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи будет осуществляться в следующем размере:
мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 9,53 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,737 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 15,031 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,163 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с градостроительством, - 0,456 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,452 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с природоохранными объектами, - 2,651 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,632 млрд. рублей;
строительство и реконструкция туристических объектов - 50,76 млрд. рублей (за счет внебюджетных источников финансирования);
строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 1,159 млрд. рублей (за счет бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи);
мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой и проведением XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 38,259 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 13,609 млрд. рублей.
Финансирование прочих мероприятий Программы в случае реализации второго сценария будет осуществляться в следующем размере:
мероприятия, связанные с инженерной инфраструктурой, - 9,399 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,716 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с инфраструктурой связи, - 4,069 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,04 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с градостроительством, - 0,456 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,452 млрд. рублей;
мероприятия, связанные с природоохранными объектами, - 2,651 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,632 млрд. рублей;
строительство и реконструкция туристических объектов - 35,416 млрд. рублей (за счет внебюджетных источников финансирования);
строительство и реконструкция объектов здравоохранения - 0,709 млрд. рублей (за счет бюджета Краснодарского края и бюджета г. Сочи);
мероприятия, связанные с реализацией Программы, подготовкой XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года, - 3,899 млрд. рублей (за счет средств федерального бюджета).
Перечень мероприятий, проводимых в рамках Программы в случае реализации первого и второго сценариев, приведен в приложении № 2.
Вариативность
На данном этапе не представляется возможным избежать вариативности при решении вопросов, связанных с выбором площадок и расстановкой на местности проектируемых объектов олимпийской инфраструктуры. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, в соответствии с
действующим регламентом МОК город-кандидат
(участник олимпийского тендера,
отобранный в короткий список) обязан
согласовать с международными спортивными
федерациями предлагаемые места размещения
объектов олимпийской инфраструктуры,
а также их вместимость. Короткий список
будет объявлен МОК 23 июня 2006 г.
Опыт проведения олимпийских тендеров
свидетельствует о том,
что процесс согласования занимает 2 - 3 месяца. В случае если какая-либо международная спортивная федерация будет настаивать на переносе спортивного объекта на другую площадку, необходимо будет внести соответствующие изменения в Программу.
Во-вторых, при принятии итоговых решений по расположению объектов олимпийской инфраструктуры на местности будут внимательно изучены рекомендации ведущих зарубежных экспертов, данные в ходе процесса подготовки заявочной книги города-кандидата и направленные на поиск резервов повышения конкурентоспособности олимпийской заявки г. Сочи. В частности, активно изучается вариант компактного размещения объектов олимпийской инфраструктуры в горной части г. Сочи. Речь идет о таких спортивных сооружениях, как санно-бобслейный комплекс, трамплины, биатлонный комплекс, лыжный комплекс и горная Олимпийская деревня. Проводится сбор информации, необходимой для проведения сравнительного анализа различных вариантов размещения спортивных объектов. Если компактный вариант будет принят в качестве базового, то значительно сократится расстояние между объектами и, соответственно, объем расходов федерального бюджета на строительство транспортной и энергетической инфраструктуры.
В-третьих, необходимо также учитывать данные комплексной экспертизы геологической подосновы земельных участков, на которых планируется размещение объектов олимпийской инфраструктуры, уточнить статус и уровень обременения земельных участков, а также проанализировать действующие нормативные ограничения (например, по безопасности полетов авиалайнеров). В полном объеме эта информация должна быть включена в генеральный план развития территории и будет представлена объединенной дирекции Программы не ранее декабря 2006 г. Информация об обременении земельных участков, в частности, может повлиять на местоположение центрального стадиона, на котором будут проводиться мероприятия, связанные с открытием и закрытием XXII зимних Олимпийских игр и XI Параолимпийских игр 2014 года. В соответствии с Программой центральный стадион предполагается разместить в центре прибрежной части г. Сочи (реконструкция футбольного стадиона). Однако возможные обременения могут привести к переносу этого олимпийского объекта в Имеретинскую низменность. По этой же причине рассматриваются два варианта строительства большой ледовой арены для хоккея с шайбой - в мкр. Кудепста или в Имеретинской низменности.
Расчеты в Программе произведены по наиболее дорогому варианту (с максимальной протяженностью транспортных магистралей), так что любые предполагаемые изменения, в том числе в направлении более компактного размещения объектов олимпийской инфраструктуры на местности, не приведут к удорожанию проекта в целом.
Мероприятия Программы сгруппированы в 24 кластера и представлены в приложении № 3.
Функциональные кластеры включают в свой состав олимпийский объект и обеспечивающую его инфраструктуру (14 кластеров). Инфраструктура, ведущая одновременно к нескольким объектам, входит в кластер объекта с более ранним сроком строительства. Кластеры общего назначения сгруппированы по отраслевому принципу (8 кластеров). Туристические объекты с обеспечивающей их инфраструктурой выделены в отдельный кластер (1 кластер).
Каждый кластер имеет свою приоритетность. К числу приоритетных кластеров относятся:
санно-бобслейная трасса;
горнолыжный центр;
большая ледовая арена для хоккея с шайбой;
биатлон, лыжные гонки, лыжное двоеборье.
Программные мероприятия, включенные в состав приоритетных кластеров, будут реализованы в обязательном порядке вне зависимости от сценария.
____________