Парадокс страхования

Клиент, который владеет собственностью V, хочет застраховать часть bV (0 < b < 1) своей собственности от возможного неблагоприятного события, которое происходит ежегодно с вероятностью p. Ежегодный страховой взнос составляет cV (0 < c < 1).

Страхование выгодно страховой компании лишь тогда, когда ожидаемая прибыль положительна, т.е. когда c больше pb. Почему же все клиенты страхуют имущество, если они знают, что страхование выгодно для компании, а не для них ?

Предположим, что клиент застраховал имущество и платил деньги в течение n лет, но страховой компании ни разу не пришлось выплачивать страховку. Тогда начальная собственность клиента (V) уменьшится до величины V(1 - c)n. А что было бы, если клиент не застраховался ? Пусть Xk обозначает случайную величину, которая равна 1, если клиент понес убытки в k-м году, и Xk = 0 в противном случае. Тогда величина собственности в (k+1)-м году равна Vk+1 = Vk(1 - bXk+1), следовательно, спустя n лет, имеем

Vn = V e SUMnk=1ln(1-bXk)

Поскольку ожидаемое значение величины ln(1 - bXk) равно p ln(1 - b), с большей вероятностью получаем

Vn = V e np ln(1-b).

Таким образом, страхование выгодно для клиента, когда V(1 - b)np меньше, чем V(1 - c)n, т.е. (используя разложение в степенной ряд) когда c меньше, чем

pb +  
p(1-p)
pix
2
b2 +  
p(1-p)(2-p)
pix
6
b6 + ...

Это означает, что страхование выгодно, как для клиента, так и для компании, если c больше pb, но меньше, чем указанная выше сумма. Легко видеть, что чем меньше b (т.е. чем меньшая часть собственности страхуется), тем меньше свободы в выборе величины c, т.е. возможность компромисса уменьшается.


Г. Секей, Парадоксы в теории вероятностей и математической статистике.


 
Yandex indice de citation