„ай

 офе

—таринна€ сервировка стола дл€ вечернего ча€.

—ервировка гостевого вечернего ча€

“радиции русского чаепити€

¬ечерний чай по-английски

ќдиннадцать практических правил ча€ по-английски

японский чайный ритуал

 итайска€ чайна€ церемони€

—ервировка кофейного стола

 

—таринна€ сервировка стола дл€ вечернего ча€.

    — одного кра€ стола став€тс€ столик с самоваром. ѕосередине стола став€т высокую вазу с фруктами. ѕо обеим сторонам этой вазы, поперек стола, став€тс€ десертные тарелочки, а подле них десертные ножи. ѕо обеим сторонам вазы став€тс€ вдоль стола продолговатые сухарницы с печеньем к чаю. ¬озле них хрустальные тарелочки с нарезанным лимоном, а также графинчики с красным вином, вишневым сиропом, щербет, сливки и сахар. «атем став€т по обеим сторонам стола небольшие, но высокие хрустальные вазы с вареньем. ¬доль стола, подле ваз с вареньем, став€т сливочное масло. ѕодле масла Ц круглые лотки, покрытые салфеточками, с хлебом, который нарезаетс€ тонкими ломтиками. ¬округ лотка с хлебом став€т полумес€цем небольшие тарелочки с тонкими ломтиками тел€тины, ветчины, гов€дины, р€бчиков, индейки или курицы, €зыка, зайца, домашнего сыра. ”станавливаетс€ все это в симметричном пор€дке.

—ервировка гостевого вечернего ча€

Ќазад

Ќа такое вечернее чаепитие обычно могут прийти не очень поздним вечером ваши друзь€ или родственники, к примеру, по поводу какого-то предсто€щего меропри€ти€ или просто дл€ дружеского общени€.

—ам по себе вечерний чай не предусматривает какой бы то ни было подачи первых или вторых гор€чих блюд. Ќо если вы знаете, что ваши гости не ужинали, кроме основного чайного стола можно организовать (типа фуршета) небольшой закусочный стол, где гост€м, пока вы накрываете чайный стол, будут предложены холодные закуски с рюмкой водки. ¬арианты сервировки такого стола предложены ниже.

≈сли закусочный стол не организуетс€, на основной чайный стол дополнительно можно поставить 1-2 блюда с небольшими закусочными бутербродами-канапе или разнообразными небольшими оригинальными бутербродами.

—тол (длина стола должна соответствовать количеству участников чаепити€) покрыть скатертью, лучше цветной и хорошо отутюженной. — одной стороны стола поставить небольшой столик, положить на него расписное блюдо или поднос, на которое поставить гор€чий самовар или чайники с кип€тком и заваркой. ¬ середину стола поставить большую вазу со свежими фруктами Ц €блоками, грушами, апельсинами, мандаринами, виноградом или другими в зависимости от сезона. ѕо обе стороны от вазы, поперек стола, поставить стопки небольших десертных тарелочек и около них размесить десертные ножи дл€ фруктов.

ѕо обеим сторонам вазы с фруктами, вдоль стола поставить овальной формы сухарницы, покрытые салфеткой, которые наполнить нарезанными тонкими кусочками сдобными кексами, булочками или печеньем разной величины и вкуса. Ѕулочки и печенье могут быть и домашней выпечки, если чаепитие планировалось заранее.

ќколо сухарниц разместить небольшие стекл€нные или хрустальные тарелочки с нарезанным тонкими дольками лимоном. «десь же разместить графинчики с красным вином или фруктовыми сиропами дл€ добавлени€ в чай, а так же сливки и сахар. «атем по обеим сторонам стола симметрично поставить 2-3 не очень больших, но высоких стекл€нных или хрустальных вазы с разным вареньем, которое кладут непосредственно в чай или ед€т отдельно и дл€ которого по обеим сторонам этих ваз расставл€ют стопки розеток и чайные ложечки.

≈сли позвол€ет сезон, можно приготовить заранее (с утра, чтобы они хорошо пропитались) 1-2 вазы с апельсинами: разрезать ножом корку апельсина на 4 части и сн€ть ее; очищенные апельсины нарезать острым ножом на не очень тонкие дольки (как режут лимон), сложить их в вазу, пересыпа€ очень мелким сахаром или сахарной пудрой.

¬доль стола между вазами с фруктами и апельсинами можно поставить небольшие коробки с шоколадными конфетами и другие сладости.

¬ечерний чай по-английски

Ќазад

ѕервенство считатьс€ самым большими любител€ми ча€ пока держат англичане. „аепити€, которые провод€тс€ на британских островах, устраиваютс€ только в 17 часов (five-oТclock) и €влютс€ самым распространенным поводом дл€ общени€ с друзь€ми и сослуживцами.

ѕьют черный чай в основном гор€чим, иногда даже обжигающим. ќднако есть любители и холодного ча€, с кубиками льда. ƒобавл€ют в чай так же ром, вино, конь€к, ликер и т.п. Ќастаивают чай чрезвычайно густо, иногда просто выварива€ его в чайнике, почему чай английской заварки, не име€ почти аромата, отличаетс€ необычайной крепостью, темнотой насто€ и терпкостью. „ай разливают в подогретые чашки, куда сначала наливают молоко или гор€чие сливки.   чаю прин€то подавать маленькие булочки, мармелад, кексы, печенье.

ќдиннадцать практических правил ча€ по-английски

Ќазад

Ћучший способ заварки ча€ долгие годы €вл€етс€ предметом бурных мировых дебатов. јнализиру€ свой собственный опыт приготовлени€ безупречного ча€, английский писатель ƒжорж ќруэлл (1903-1950гг.) выделил одиннадцать непреложных правил, каждое из которых он считал золотым:

1.       Ђѕрежде всего чай должен быть индийским или цейлонским.  итайский чай обладает достоинствами, которые по нынешним временам нельз€ пренебрегать, - он дешевле и его можно пить без молока, но он не достаточно бодрит. ќт китайского ча€ не почувствуешь себ€ умнее, отважнее либо просто оптимистичнее.  аждый, кому случаетс€ прибегать к этим утешительным словам Ц Ђчашка отменного ча€ї, - безусловно, имеет ввиду чай индийский.

2.       „ай следует заваривать понемножку, то есть в заварном чайничке. „ай, заваренный в большой емкости, обычно безвкусен, а чай, заваренный в котлах, всегда отдает известью и ружейной смазкой. «аварной чайничек должен быть фарфоровый или фа€нсовый. ¬ серебр€ных чайничках, так же в чайниках британского металла чай завариваетс€ хуже; совсем плохо завариваетс€ чай в эмалированных, хот€ в олов€нных (больша€ редкость нынче), как ни странно, настаиваетс€ весьма недурно.

3.       „айник следует предварительно подогреть, но не ополаскива€, как это делаетс€ обычно, гор€чей водой, а подержав на каминной полке.

4.       „ай должен быть крепким. Ќа полный до краев чайник емкостью в одну кварту имед примерно шесть чайных ложек с Ђверхомї. ќдна чашка крепкого ча€ лучше двадцати чашек слабого. ¬се насто€щие ценители не просто люб€т крепкий чай, но и с каждым годом люб€т заваривать его все крепче и крепче.

5.       „ай нужно класть пр€мо в заварной чайник. Ќикаких пакетиков и шелковых мешочков, никаких иных других оков дл€ ча€. ¬ некоторых странах на чайник подвешиваетс€ ситечко, чтобы улавливать считающиес€ вредными чаинки. Ќа самом же деле чайный лист можно поглощать в любом количестве без вс€кого ущерба дл€ здоровь€; если же чай свободно не плавает в чайнике, он никогда толком не заваритс€.

6.       Ќадо наливать заварку в кип€ток, а не наоборот. Ќо именно в кип€ток Ц вода в момент сли€ни€ с заваркой должна по-насто€щему кипеть, то есть чайник с кип€тком нельз€ снимать с огн€. ѕри этом некоторые утверждают, что дл€ ча€ годитс€ лишь свежевскип€ченна€ вода.

7.       «аварив чай, его следует помешать. ј еще лучше как следует встр€хнуть чайничек, дав потом чаинкам осесть.

8.       ѕить чай надо из высокой чашки цилиндрической формы, а не из плоской и мелкой. ¬ цилиндрическую больше входит, а в плоской не успеешь распробовать, как чай уже остыл.

9.       — молока следует снимать сливки, прежде чем подливать его в чай. „ересчур жирное молоко придает чаю тошнотворный вкус.

10.   —начала следует наливать в чашку не молоко, аЕ? Ёто один из самых спорных вопросов; воистину в каждой британской семье можно можно столкнутьс€ со столкнутьс€ со сторонниками обеих платформ. ѕриверженцы теории Ђмолока сначалаї могут выдвинуть вполне весомую аргументацию своей позиции, но € стою на своем, и мо€ позици€ неоспорима: ведь, налива€ сначала чай и по мере наливани€ помешива€, можно предельно точно регулировать требуемое количество молока. ¬ противном же случае его легко перелить.

11.   „ай, если только вы не пьете его по-русски, нельз€ пить с сахаром. ƒа, сознаю: здесь € в меньшинстве. Ќо все же как может именовать себ€ чаевником человек, способный убить вкус ча€ сахаром? — таким же успехом можно сдобрить чай перцем или солью. „аю положено быть горьким, точно так же как и пиву. ѕодсластив его, вы пьете не чай, вы пьете сахар, который с таким же успехом могли бы растворить просто в гор€чей воде. Ќекоторые скажут, что вовсе не люб€т чай как таковой и пьют его лишь дл€ того, чтобы взбодритьс€ и согретьс€, и кладут сахар, чтобы отбить привкус ча€. Ётим заблудшим € скажу одно: попробуйте пить чай без сахара хот€ бы в течение двух недель, и вам больше никогда не захочетс€ портить вкус ча€, подслащива€ его.ї

японский чайный ритуал

Ќазад

„аепитие в японии Ц ритуал, доставл€ющий глубокое наслаждение и хоз€евам и гост€м. ѕочти в каждом доме есть специальна€ комната Ђт€сицаї дл€ совершени€ чайного обр€да (Ђт€дої Ц путь ча€ или Ђт€но-юї Ц чайное действо). –азговоры между участниками церемонии не прин€ты: каждый погружен в размышлени€ о постижении законов природы и окружающего мира.

ќсновы €понской Ђфилософии ча€ї:

-          поклонение прекрасному;

-          мечта о добре в несовершенном мире, полном зла;

-          подчинение законам милосерди€ в отношени€х между людьми;

-          чай Ц это при€тное без излишества, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармони€, гостеприимство и миролюбие;

-          чай Ц это гигиена, потому что побуждает к чистоте;

-          чай Ц это бережливость, потому что учит находить комфорт в простом и скромном;

-          чай Ц это Ђморальна€ геометри€ї, определ€юща€ оптимальную форму сочетани€ личных интересов с интересами других.

“ак размышл€ет о €понской чайной церемонии ¬.¬. ќвчинников, известный журналист-международник, в своей книге Ђ—акура и дубї:

Ђƒл€ заезжего иностранца чайна€ церемони€ не больше, чем зат€нувшеес€ чаепитие с непон€тным ритуалом.

ѕредставьте себе, что парикмахер и еще три или четыре человека, ожидающих очереди побритьс€, уселись на полу совершенно пустой и полутемной комнаты. ƒействи€ парикмахера похожи на обычные: он насыпает в чашку порошок, заливает его кип€тком и взбивает кисточкой пену. ƒелает он это так, словно верховный жрец, выполн€ющий религиозный обр€д. ј все другие молча след€т за этим св€щеннодействием. ≈сли мысленно заменить мыльный порошок растертым в пудру зеленым чаем, который взбивают бамбуковой метелочкой, очень похожей на кисточку дл€ брить€, получаетс€ полна€ картина этого €понского Ђчудаї.

»ностранный обыватель в своем самодовольстве видит лишь еще один пример тыс€чи и одной странности, которые составл€ют непостижимость и реб€чливость ¬остока. ѕрежде чем сме€тьс€ над этим обр€дом, стоит подумать, как в сущности мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее заполнить.

„айна€ церемони€ дл€ €понцев Ц это религи€, это обожествление искусства жить. Ќо чайный обр€д Ц это так же еще и ключ к познанию национальной психологии, не менее важной, чем бусидо Ц моральный кодекс самура€, о котором на западе много писали.

≈сли страсти, бушующие в человеческой душе, порождают определенные жесты, то, считает мастер чайной церемонии, есть и такие жесты, которые способны воздействовать на душу, успокаивать ее. —трого определенными движени€ми, их красотой и размеренностью чайна€ церемони€ создает покой души, приводит ее в то состо€ние, при котором она особенно чутко отзываетс€ на вездесущую красоту природы.

¬ чайной церемонии участвуют не более п€ти человек. ƒаже если все происходит днем, в комнате должен сто€ть полумрак. Ќа каждом предмете лежит печать времени. ≈сть только два исключени€ Ц белоснежный платок и ковш, сделанный из свежего куска бамбука, которые бывают подчеркнуто свежими и новыми.

–азговоры дл€ чайной церемонии не прин€ты в только после последнего глотка можно и даже поощр€етс€ спросить откуда посуда, как давно ее сделали, кто мастер и отозватьс€ хорошо о чашках, о кисточке, о качестве ча€.

 омната дл€ чайной церемонии оформл€етс€ с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое представление €понцев о прекрасном. Ёта классическа€ простота должна отвечать буддийскому философскому пон€тию Ђпустотыї, венцом которой может быть, к примеру, бледный маленький цветок горной лилии и какие-нибудь листь€, нарисованные тушью на свитке бумаги, вис€щей над цветком. –овный гул кип€щей в чайнике воды напоминает шум дожд€ по соломенной крыше над маленькой хижине в горах.

» тогда ощущаешь, что и это молчание, и шум кипени€, и малость бедной комнаты, и скромность лилии Ц все это некий спектакль, вернее действо, в котором ты участвуешь и которое можно определить только одним словом Ц отъединенность. ¬се бывшие тут об€зались не обижать друг друга, довер€ть один другому и теперь каждый мог отдохнуть от самого себ€.ї

 итайска€ чайна€ церемони€

Ќазад

 итайска€ чайна€ церемони€, в отличии от €понской, направлени€ больше на чай, чем на церемонию: то, какой у ча€ вкус, какой запах и как вкус одного ча€ сочетаетс€ с предыдущим или в повтор€ющихс€ кругах чаепити€ Ц это именно то, чем Ђозабоченыї участники китайской чайной церемонии.

¬  итае при встрече люди вместо Ђ«дравствуйте!ї говор€т Ђ¬ы уже пили чай сегодн€?ї.

¬ китайской чайной церемонии используютс€ зеленые чаи, которые мало ферментированы и красные чаи, которые средне или сильно ферментированы. Ѕольшинство чаев, используемых в китайской чайной церемонии, растут  горах “айван€ на высоте более одного километра. Ќасто€щие китайские чаи сто€т достаточно дорого (от 50 до 100 долл. за фунт, но существуют и боле дорогие сорта, до 500 долл.  за фунт).

 аждый шаг китайской чайной церемонии имеет свой смысл, объ€снение и историю.

 итайска€ чайна€ церемони€ начинаетс€ с того, что каждый участник знакомитс€ с чайным листом: рассматривает его, вдыхает аромат. ƒалее демонстрируютс€ чайники, изготовленные из красной песчанистой глины вручную, без использовани€ гончарного круга. Ёто делаетс€ дл€ того, чтобы каждый из участников мог насладитьс€ красотой этой посуды, ее цветом и формой.

»спользу€ острые палочки чай помещают в чайник и заливают его кип€щей водой. ¬се это производитс€ над большой миской, чтобы вода, перелива€сь через край чайника, попадала в нее. ¬ажно, чтобы в чайнике не образовывались пузырьки воздуха, которые, смешива€сь с чаем дают не эстетично выгл€д€щую пену.  «атем чайник став€т на стол и накрывают. Ќельз€, чтобы чай настаивалс€ слишком долго. ѕодава€ чай, нужно знать, когда сливать его.

ћеньше, чем через минуту чай сливаетс€ в узкие чашки, но наполн€ютс€ они не чашка за чашкой, а перемеща€ чайник по кругу, чтобы все чашки наполнились одновременно. „ай во всех чашках должен иметь одинаковый вкус. ”зкие чашки с чаем передаютс€ участникам церемонии, дл€ того, чтобы они сначала ощутили его запах, затем чай сливаетс€ в чашки дл€ пить€ и вдыхаетс€ аромат, оставшийс€ в пустой чашке. ¬ы удивитесь, как много аромата остаетс€ в чашке, из которой уже слит чай. ¬кус ча€ очень сильно отличаетс€ от его запаха.  огда выпит чай первого круга, чайник вновь заливаетс€ кип€тком.  аждый чайник ча€ используетс€ от 3 до 6 кругов, в зависимости от самого ча€ и вкусов подающего. ÷ель состоит в том, чтобы вкус ча€ в каждом следующем круге был бы таким же, как в первом. ¬ этом про€вл€етс€ мастерство подающего.

ѕосле нескольких кругов ча€ ощущаетс€ некоторый подъем, возможно из-за того, что глубокое дыхание при наслаждении ароматом ча€ дает дополнительные порции кислорода мозгу. ¬озможно также концентраци€ внимани€ на чае и ни на чем другом дает медитативный эффект и позвол€ет вашему сознанию расслабитьс€.

—ервировка кофейного стола.

Ќазад

   ƒл€ сервировки кофейного стола используют €ркие цветные или же белые скатерти с красивой вышивкой и соответствующими салфетками. ћожно покрыть стол дорожкой, а под каждый прибор постелить салфетку.

    ¬ кофейный прибор вход€т тарелочка дл€ печень€ или пирожного, кофейна€ чашка с блюдцем (ее став€т наискосок от тарелки с правой стороны). Ќа блюдце кладут ложечку ручкой вправо. ≈ду и напитки став€т во врем€ сервировки, а кофе подают и наливают перед тем, как начать его пить.




В начало


???????\@Mail.ru who's online